Нарушение произношения звуков С, З

Нарушение произношения свистящих (с, з)звуков

Искажение свистящих звуков (с, з. ц) называется сигматизмом, а замена их другими звуками — парасигматизмом.
Виды сигматизма:
  • межзубный
  • губно-зубной
  • боковой
  • носовой
Виды парасигматизма:
  • призубный
  • шипящий
При межзубном сигматизме кончик языка просовывается между зубами, посередине языка не образуется желобок. воздушная струя тёплая, рассеянная.
При губно-зубном сигматизме нижняя губа сближена с верхними резцами, нижние зубы не видны. Звук похож на «ф»
При носовом сигматизме воздушная струя проходит через нос, мягкое нёбо опущено, в результате чего образуется щель между нёбом и задней стенкой глотки, звук «с» заменяется шумом, напоминающим храп, у последующего гласного звука появляется носовой оттенок.
При боковом сигматизме выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель. в результате чего слышится хлюпающий звук.
При призубном парасигматизме кончик языка сомкнут с верхними резцами, желобок не образуется . воздушная струя толчкообразная. слышится звук типа взрывного «т».
При шипящем парасигматизме язык принимает артикуляцию, характерную для звука «ш», или артикуляцию смягчённого шипящего звука.

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произношении звука «с»

  1. Зубы сближены или находятся на расстоянии 1 мм.
  2. Губы растянуты в улыбке.
  3. Язык упирается в нижние резцы.
  4. Воздушная струя идёт по желобку, который образуется посередине языка.

Цели:
- подготавливать органы артикуляции к овладению данным звуком;
- формировать направленную воздушную струю

Постановка звука «с»

При отсутствии звука, используя приём подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука «с», обращая при этом внимание ребёнка на правильное положение органов артикуляции.
Ребёнку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: «ф-ф-ф». Затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук «с»(пропеть песенку насоса, водички. ветерка): «с-с-с»
            При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию.
Это достигается демонстрацией правильной позы губ. либо с механической помощью(пальцем отводя нижнюю губу от зубов).
В других случаях ребёнка просят улыбнуться , оттянуть углы губ так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума.
            При межзубном сигматизме ребёнку показывают правильную артикуляцию звука «с».
Если ребёнок не может сразу произнести звук по подражанию. нужно прибегнуть к механической помощи(кончик языка прижимается спичкой). ребёнок, закусив спичку зубами. произносит звук «с».
            При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краёв языка.
Необходимо выработать целенаправленную воздушную струю посередине языка. Ребёнка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами, затем язык переводится за зубы.
            При носовом сигматизме ребёнку предлагают длительно произносить звук «ф», просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком «ф», постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.
            При призубном парасигматизме используется показ правильной артикуляции . тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребёнок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука «с» взрослым. а потом им самим).
            При коррекции шипящего парасигматизма ребёнку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук «ф» и добиваться правильного его звучания.