Коррекционное
обучение предусматривает также
определённый круг знаний об окружающем
и соответствующий объём словаря, речевых
умений и навыков, которые должны быть
усвоены детьми на данном возрастном
этапе.
Осуществляя
коррекционное обучение детей с ОНР,
учитываю закономерности процесса
овладения звуковой стороной в норме.
Для
развития фонематического восприятия
и звукового анализа у детей должна быть
уточнена артикуляция звуков, при
произнесении которых они не испытывают
затруднений, это — А, О, У, Э, М, Н, П, Т,...
Фронтальные
занятия по уточнению артикуляции, по
развитию фонематического восприятия
и по подготовке детей к анализу и синтезу
звукового состава провожу на звуках,
правильно произносимых всеми детьми.
Затем в определённой последовательности
включаю поставленные к этому времени
звуки. Каждый звук, после того, как
достигнуто его правильное произношение,
сравнивается на слух со всеми артикуляционно
или акустически близкими звуками.
Постановку
звуков осуществляю при максимальном
использовании всех анализаторов. Частные
приёмы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния
и функции артикуляционного аппарата.
В
работе с детьми, страдающими стёртой
формой дизартрии, использую нетрадиционные
методы массажа, разработанные
Е.В.Новиковой. Массаж помогает расслабить
мышцы языка или активизировать их. Дети
, имеющие дизартрический компонент, не
умеют плавно и глубоко дышать. У них
выдох короткий, осуществляется
одновременно через рот и нос. При
формировании правильного дыхания
использую следующие упражнения:
- вдох и выдох через нос
- вдох через нос — выдох через рот («Нюхаем цветок»)
- вдох через рот — выдох через нос («Ныряльщики»)
- вдох и выдох через рот
Каждое
упражнение выполняется не более 5 раз.
Для
воспитания активного выдоха использую
игры:
- «Сдуй одуванчик»
- «Бабочка улетела»
- «Забей шайбу в ворота»
- «Прогони ос»
(
Перед ребёнком какая-нибудь сюжетная
картинка, ребёнок должен подуть на
одуванчик, бабочку, шайбу и т.д., которые
привязаны за ниточку.)
Для
большинства детей характерно нарушение
тонкой моторики. Для формирования
разнообразных движений пальцев рук
использую упражнения для расслабления
мышц пальцев и кистей рук:
- «Красим забор» - движения кистями рук вверх — вниз
- «Погладим котёнка» - кисть движется сверху вниз слева направо
- «Курочка пьёт водичку» - пальцы сложены щепоткой, движение вниз — вверх
- «Музыканты» - имитация игры на музыкальных инструментах
- «Солим суп» - пальцы щепоткой «солят» суп
Далее
даю упражнения на удержание позы кисти
руки:
- «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак
- «Кольцо» - большой и указательный пальцы соеденены в кольцо, остальные пальцы вытянуты вверх
- «Гусь» - большой палец соединяется со всеми в щепотку и вытягиваются все пальцы вперёд
- «Коза» - указательный и мизинец подняты вверх, остальные сжаты
Затем
— упражнения, состоящие из серии
последовательных действий. Они
сопровождаются стихами, считалочками:
- «Пальчики поздоровались» - большой пальчик прикасается ко всем пальчикам
«Пальчик,
пальчик, где ты был?
С
этим братцем в лес ходил,
С
этим братцем лес рубил,
С
этим братцем кашу ел,
С
этим братцем песни пел»
- «Цветок»
«Вырос
весенний цветок на поляне-ладони
соеденены вместе, смотрят вверх
Утром
весенним раскрыл лепестки-пальчики
раскрываются
Всем
лепесткам красоту и питание-пальчики
«здороваются», начиная с мизинца
Нежно
дают под землёй корешки-ладони опускаются
вниз тыльной стороной друг к другу,
пальчики шевелятся
- «Побежали по дорожке»
«Вышли
пальчики гулять-большие пальцы «идут»
по столу,
А
вторые догонять-указательные «бегут»
по столу,
Третьи
пальчики-бегом -средние пальцы «побежали»
по столу,
А
четвёртые-пешком — безымянные медленно
идут по столу,
Пятый
пальчик поскакал — мизинец поскакал
по столу,
И
в конце пути упал- пальцы сжать в кулак
и стукнуть о стол
При
постановке звука использую фонетическую
гимнастику, когда произнесение звука
сопровождается движением рук.
Материал
для автоматизации звука подбираю таким
образом, чтобы он одновременно
способствовал уточнению и расширению
словаря, грамматически правильной речи,
умению правильно строить предложения..
Во фронтальные занятия ввожу элементы
логоритмики, благодаря которой решаю
следующие задачи:
- устранение дефектов моторики, развитие статической, динамической координации
- снятие мышечного напряжения
- развитие чувства ритма
- развитие музыкального слуха и памяти
- коррекция дыхания
- тренировка речевого аппарата
- отработка чёткой артикуляции
Одним
из этапов работы является подготовка
детей к обучению грамоте. Вначале — это
выделение из слов отдельных звуков,
затем анализ и синтез слогов, слов.
Использую игры, цель которых — научить
детей слышать отдельные звуки внутри
слова, упражнять детей в самостоятельном
подборе и назывании слов с определёнными
звуками:
- «Что нужно кукле?» (на звук П-платье, платок,...)
- «Звуковые часы» - назвать картинки на «часах» и определить общий звук
- «Звук заблудился» - .УК — ЖУК, .АЛО — ЖАЛО, .АЛОБА — ЖАЛОБА,...
- «Зашифрованное слово» - по первым звукам картинок назвать слово(мышь-арбуз, кот — МАК)
- «Как их зовут?» - предлагаются буквы, от которых идут тропинки к пустым клеткам, нужно пройти по тропинке, поставить букву в пустую клетку и так со всеми буквами, а затем прочитать слово-имя
Цель
других игр: формирование навыка деления
слов на слоги.
- «Подбери ключик к замочку» - на картонных замочках картинки, на ключиках полоски(1,2,3,4), нужно разделить название картинки на слоги и подобрать ключик с таким же количеством полосок.
- «Пирамидка» - разложить картинки по этажам: на нижний — с тремя слогами, на средний — с двумя слогами, на верхний — с одним слогом.
- «Поезд» - расселить животных по вагонам: в 1-й -с одним слогом
во
2-й-с двумя слогами
в
3-й-с тремя слогами
- «Магазин» - ребёнок «покупает» предметы, названия которых делятся на такое количество слогов, сколько у ребёнка монет.
Знакомлю
детей с буквами. Обучение чтению тесно
связано с обучением навыкам письма. На
подгрупповых занятиях провожу работу
по формированию элементарных графических
навыков. Используя систему Е.В.Новиковой.
На
занятиях по развитию речи учу детей
строить и использовать модель услышанного
рассказа с использованием
кружков-заместителей(программа «Развитие»
Центр Венгера)
В
работе по развитию памяти использую
такие игры, как «Составь узор»(из
палочек), «Игра в слова»(запоминание
слов), «Сделай как было», «Осенние
листья»(среди листьев найти такой же,
какой был предъявлен).
На
развитие тактильной памяти использую
игры: «Чудесный мешочек», «Запомни свою
позу».
На
развитие внимания — игры: «Кто летает?»,
«Съедобное-несъедобное», «Найди два
одинаковых предмета», «Найди фигуру,
отличающуюся от других».
Разрезные
картинки, игра «Котята разбежались»
помогают в работе по развитию ориентировки
в пространстве.
Для
расширения знаний об окружающем мире
помогают игры:
- «Каждому предмету своё место»
- «Чей домик?»
- «Укрась луг цветами»
- Кому что нужно?»
- «Накорми животных» и др.
Детям
очень нравится играть в игры, которые
обучают подбирать слова, сходные по
звучанию.(«Слова-друзья» - лук-жук,
коза-стрекоза, лейка-скамейка, «Найди
себе пару» - у каждого картинка, дети
объединяются парами)
В
работе по автоматизации звуков использую
игры:
- «Ромашка» - ребёнок складывает цветок из картинок, название которых содержит определённый звук, например,Ш(шапка, машина, шарф,...)
- «Ловись рыбка» - ребёнок удочкой с магнитом «ловит» картинки и составляет предложения.
- «Кто кого позвал?» - по двум предметным картинкам, содержащим закрепляемый звук ребёнок составляет предложение
- «Доскажи словечко» и др.
В
дошкольном возрасте игрушка является
главным наглядным средством, способным
вызвать интерес к слову. Поэтому на
занятиях широко использую наглядный
материал. Игровые действия, связанные
с игрушкой. Картинкой или настольной
речевой игрой. Помогают ребёнку успешно
выполнить задание. При проверке игрового
действия ребёнку приходится думать,
объяснять, самостоятельно проводить
анализ разных ответов(своего и товарища),
обосновывать выбор правильного решения,
но делается это во взаимодействии с
определённым образом игрушки в интересной
и занимательной форме. Наглядные средства
дают возможность часто общаться с каждым
ребёнком. Применяя различные наглядные
средства, создаю проблемные ситуации,
которые ставят ребёнка перед необходимостью
творчески размышлять над словом, учат
искать и самостоятельно находить ответы
на вопросы, развивать интерес к речевым
явлениям. Находя выход из усложнённой
ситуации без прямой подсказки, ребёнок
делает шаг в умственном развитии, т.к.
проблемная ситуация требует от него не
только активного использования уже
усвоенных знаний, но и элементарной
творческой выдумки, самостоятельного
действия.
На
всех этапах обучения предлагаю детям
различные логические упражнения,
заставляющие размышлять по поводу
изучаемого(«4-й лишний», «Что было
раньше?», «Подбери предметы по смыслу»,
«Ошибки художника»). При выполнении
таких заданий ребёнок должен проделать
активную мыслительную работу, правильно
употреблять слова, отобрав из них
наиболее точные. На занятиях дети не
только учатся анализировать и выполнять
задания, предложенные логопедом, но и
проявляют творчество, создавая свои
задания. Такие творческие попытки особо
поощряю. Они свидетельствуют об умении
дошкольников самостоятельно планировать
свою умственную и речевую деятельность.
Детей
очень привлекают упражнения, в которых
умышленно допускается какая-либо ошибка.
Раздумье дошкольника над словом —
хорошая основа для воспитания у ребёнка
познавательного интереса к изучению
родного языка и самостоятельности
суждений. Стараюсь к каждому ребёнку
найти индивидуальный подход с тем, чтобы
ребёнок мог проявить свои способности.
Отмечаю его успехи, поощряю каждый
правильный ответ ребёнка. Тем самым у
детей меняется их самооценка, укрепляется
вера в свои силы. Из опыта работы могу
отметить, что обучение, которое проводится
в логопедической группе , является
результативным, создаёт наилучшие
возможности как для коррекции недостатков,
так и для достижения высокого уровня
социальной адаптации.
Технологии, методики, используемые в работе
- Система логопедической работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста (Т.Б.Филичева)
- Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (Г.А.Каше)
- Логопедическая ритмика (Г.А.Волкова)
- Фонетическая ритмика (Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт)
- Методика развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Т.А.Ткаченко)
- Речевые игры с детьми (В.И.Селивёрстов)
- Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей (Т.А.Ткаченко)
- Здоровьесберегающие технологии:
- кинезиологические упражнения -А.Л.Сиротюк
- физкультурные минутки — Т.А.Ткаченко
- артикуляционная гимнастика — М.Ф.Фомичёва
- логопедический массаж — Е.В.Новикова
- пальчиковая гимнастика — М.М.Кольцова