Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Недоразвитие фонематического слуха затрудняет овладение словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи.
Этапы работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы
1 этап. Узнавание неречевых звуков.
-) Ребёнку предлагается послушать звуки за окном, в комнате. С закрытыми глазами ребёнок слушает (гудит самолёт, каркает ворона; разговор людей, шаги, течёт вода из крана и т.д.), открывает глаза, перечисляет, что он слышал.
-) Ребёнку предлагается послушать. какой звук издают баночки, наполненные разной крупой. Затем ребёнок отворачивается или закрывает глаза, взрослый в это время звенит одной баночкой, ребёнок открывает глаза и показывает баночку.
2 этап. Различение одинаковых слов по силе, высоте, тембру голоса.
Дети по очереди называют имя водящего , который стоит к ним спиной. Водящий должен определить, кто его позвал (сначала называют имя, далее любое звукоподражательное слово: АУ, МЯУ, КВА-КВА)
3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
Взрослый называет одно и то же слово то правильно, то неверно: вагон-фагон-вакон...Когда неверно - ребёнок хлопает в ладоши.
4 этап. Дифференциация слогов.
Взрослый произносит слоговой ряд: на-на-на-ПА, ко-ТО-ко-ко,...Ребёнок должен определить, какой слог лишний.
5 этап. Дифференциация фонем.
Начинать с дифференциации гласных звуков. У ребёнка картинки с изображением девочки, поезда, птички. Взрослый произносит: А-А-А или У-У-У, И-И-И. Ребёнок поднимает соответствующую картинку.
6 этап. Развитие навыков звукового анализа.
- определение количества слогов в слове (ребёнок проговаривает слово, одновременно хлопая в ладоши
- анализ ряда гласных звуков: АУ, УА, ИА( сколько звуков, какой 1-й, 2-й)
- выделение конечного согласного: маК, коТ,...
- выделение начального согласного: ММак, РРак,...
- выделение гласного после согласного: мААк, сООк.,...