НАРУШЕНИЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ
Р,
РЬ
Недостатки
в
произношении
звуков
Р,
РЬ
называется
ротацизмом,
замене
их
другими
— параротацизмом.
Виды
ротацизма:
горловой,
«кучерской»,
носовой,
боковой,
щёчный.
Виды
параротацизма:
замена
«Р»
на
«Й»:
Як
(рак),
саЯй
(сарай),
паЙ
(пар);
замена
«Р»
на
«Д»,
т.е.
одноударный
звук,
когда
отсутствует
вибрация
кончика
языка:
дак
(рак),
садай
(сарай);
замена
«Р»
на
«Л»:
лак
(рак),
салай
(сарай),
пал
(пар)
При
горловом
ротацизме корневая часть языка сближается
с нижним краем мягкого нёба, образуя с
ним щель. Проходя через эту щель.
выдыхаемый воздух вызывает мелкую ,
беспорядочную вибрацию мягкого нёба.
При
«кучерском»
- происходит вибрация обеих губ.
При
носовом
- корневая часть языка смыкается с мягким
нёбом . и воздух свободно проходит из
глотки в нос.
При
боковом
- вместо вибрации переднего края языка
взрывается смычка между его боковым
краем и коренными зубами.
При
щёчном
— выдыхаемый воздух проходит через
щель, образуемую боковым краем языка и
верхними боковыми зубами, приводя в
колебание щёку.
Причины
ротацизма:
- Короткая подъязычная связка.
- Узкое и высокое нёбо.
- Чрезмерно узкий или массивный язык.Постановка звука «Р»Для получения правильной артикуляции звука «р» необходимыподготовительные упражнения(см. «Артикуляционная гимнастика»)
Если
ребёнок правильно произносит верхние
«ш» и «ж», можно поставить фрикативный
звук «р»:
при несколько открытом рте без округления
губ произнести протяжно звук «ж». Важно
при этом, чтобы полученный звук
произносился при достаточном напоре
выдыхаемого воздуха.
Фрикативный
«р» можно закреплять на материале
слогов, слов. фраз, не дожидаясь вибрации
кончика языка.
Для
того, чтобы вызвать вибрацию передней
части языка, необходимо быстро повторять
на одном выдохе звук «д»:
- улыбнуться, открыть рот
- постучать кончиком языка за верхними зубами(в альвеолы), произнося звук «д», похожий на английский «d “ ( «дд», «дд», «дд»,... «ддд», «ддд»,... «дД», «дД», «дД», «ддД». «ддД»,...)
- одновременно под язык подкладывается зонд с шариком (соска. набитая ватой, пальчик самого ребёнка)
- быстрым движением шарика(соски, пальчика) вправо и влево вызывается колебание языка.
После
того как достигнута вибрация, необходимо
путём разнообразных упражнений на
материале слогов, слов и фраз, добиться
автоматизма артикуляции.