Условия, необходимые для развития речи

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание –были также достаточно развиты.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговорить все звуки. Внятность и чистота речи зависят в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения зависит правильное произношение звуков.

Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные А У И, согласные М П Б К Г и др.
На следующем этапе дети овладевают звуками Ы Э Х, твёрдыми свистящими С З, звуком ЛЬ
. В последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата – это Ц Ш Ж Ч ЩЛ РЬ Р.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук Р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов/внимания, памяти, воображения, мышления/, а также его физическое состояние.
Частые и хронические заболевания ослабляют организм ребёнка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.