Для
нормального становления речи необходимо,
чтобы кора
головного мозга
достигла
определённой зрелости
и органы чувств ребёнка – слух, зрение,
обоняние, осязание –были также достаточно
развиты.
Ребёнок
не всегда может сразу правильно произнести
услышанное слово: сохранить в нём
слоговую структуру, чётко выговорить
все звуки. Внятность
и чистота
речи зависят в первую очередь от состояния
и подвижности
артикуляционного
аппарата.
Неправильное строение артикуляционного
аппарата, неразвитость, вялость мышц
языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ
и как следствие их недостаточная
подвижность нередко являются причиной
плохого произношения. Наиболее активно
участвует в образовании звуков язык.
От его положения зависит правильное
произношение звуков.
Сначала
дети усваивают наиболее простые в
артикуляционном отношении звуки: гласные
А У И, согласные М П Б К Г и др.
На
следующем этапе дети овладевают звуками
Ы Э Х, твёрдыми свистящими С З, звуком
ЛЬ
.
В последнюю очередь дети усваивают
звуки, требующие более сложной работы
артикуляционного аппарата – это Ц Ш Ж
Ч ЩЛ РЬ Р.
Большое
значение для правильного развития
произносительной стороны речи имеет
хорошо
развитое речевое дыхание.
Например, некоторые дошкольники
неправильно произносят звук Р лишь
потому, что не могут сделать достаточной
силы выдох, необходимый для приведения
в колебательное состояние кончика
языка.
Процесс
развития речи во многом зависит от
развития фонематического
слуха, т.е.
умения отличать
одни речевые звуки от других. Это даёт
возможность различать близкие по
звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом.
Для
развития речи большое значение имеет
психофизическое
здоровье
ребёнка – состояние его высшей нервной
деятельности, высших психических
процессов/внимания, памяти, воображения,
мышления/, а также его физическое
состояние.
Частые
и хронические заболевания ослабляют
организм ребёнка, снижают его психическую
активность, подчас приводят к
психофизическому инфантилизму и
астенизации.