Обучение
6-них детей грамоте ведётся по
аналитико-синтетическому звуковому
методу. Это – слышание ребёнком звуков
в слове, т.е. выделение на слух звука из
слова и составление слогов и слов из
разрезной азбуки.
Звуки
и буквы усваиваются в порядке их трудности
в смысле выделения из слова: а, у, м, р,
ш, п, к, т и др.
При
выделении звуков их называют отрывисто,
а именно «м», а не «мэ», «р», а не «рэ».
Ребёнок
должен усвоить правильный приём чтения
по слогам, без называния букв.
Прежде
чем показать ребёнку новую букву,
например, М, следует научить его слышать
звук М в слогах, словах. На протяжении
всего периода обучения следует называть
и звуки и буквы одинаково.
Возьмём
к примеру звук «М». Мы произносим его
отрывисто: М! И букву н6еобходимо называть
так же:М! Ни в коем случае не «ЭМ». Говоря
«ЭМ» мы произносим два звука; «Э» и «М».
Это вводит ребёнка в заблуждение
Не
смешивайте понятия «ЗВУК» и «БУКВА»,
когда учите ребёнка читать.
Вторая
грубая ошибка заключается в обучении
побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала
называет буквы слога: М! А! – и только
после этого читает сам слог:МА. Этот
навык неправильного чтения очень стойкий
и исправляется с большим трудом.
Ребёнок
должен усвоить правильный приём чтения
по слогам – без называния букв. И пусть
в начале обучения ребёнок сколь угодно
долго читает/тянет/ первую букву слога,
пока не сообразит, какая буква следующая:
МММА. Лишь бы он не останавливался после
первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно
буквы слога!
Последовательность
чтения:
- АУ, ИУ
-АП, УТ
-МА, ШУ, РО
-ДОМ, КОТ, СУП
-МА-МА, КО-СЫ, ШУ-РА
-ТА-МА-РА, БУ-МА-ГА
-БА-РА-БАН
-БА-ТОН, ДУ-БОК
-БУЛ-КА, КОШ-КА
-СТО, СТОЛ, ВОЛК, СЛО-НЫ,
ПЛИ-ТА
На
протяжении всего процесса необходимо
учить ребёнка написанию слов, так как
это помогает овладению чтением. Следует
научить его последовательно выделять
в слове каждый звук. Для этого полезно
проводить игры: «Какая первая буква в
слове?», «Какая последняя буква в слове?»,
«Какая буква идёт после Д, какая стоит
после К» и т.д. Нужно учить ребёнка делить
слова на слоги, выделять в слоге каждый
звук и обозначать его буквой.
Игры
и упражнения.
«С чего
начинается слово?»
Задание:
Прочитай каждый слог и соедини его
линией с картинкой, название которой
начинается с этого слога (гу — гусь, бу
— Буратино, пу — пушка, ва — ваза, ро —
роза, ра — ракета, до — дом)
«Какого цвета
слово?»
Задание:
Прочитай слова и подумай, какого цвета
они могут быть, Закрась кружок под словом
в нужный цвет.
МА-К
ЧА-Й СЫ-Р ПУ-Х ЛЕ-С РА-К ША-Р
МО-Х
О
О О О О О
О О
МУ-КА
НЕ-БО РО-ЗА МО-РЕ РЕ-ПА ЛИ-СА
ГУ-БЫ
О
О О О О
О О
«Язык животных»
Задание:
Прочитай и скажи, кто так разговаривает.
ИА
МУ МЕ БЕ МЯ-У ГА-В К-ВА
КО-КО ГА-ГА ПИ-ПИ И-ГО-ГО
«Имена»
Задание:
Соедини два слога линиями, чтобы
получились имена детей.
И
ЛЯ ВЕ ША
ПА ЛЯ
О
РА СА МА
КО ША
Ю
НЯ РО РА
ЛЕ ЗА
А
РА ВО ВА
ЛИ НА
«Одинаковые
слоги»
Задание:
Найди по два одинаковых слога и соедини
их линией.
АЖ
ОЛ
УЗ
ИК
УН
АЖ
ИФ
АБ
АХ
ОТ
АБ
УЗ
ОМ
УН
ИК
ИФ
ОЛ
АХ
«Звери-птицы»
Задание:
Прочитай слова и соедини их с картинкой
зверя или птицы.
СО-ВА
К-РОТ Е-НОТ ПО-НИ БА-РАН
БЕЛ-КА ХО-МЯК
ЧАЙ-КА
ОВ-ЦА ЗЕБ-РА
«Лето-зима»
Задание:
Прочитай слова, если это «зимнее» слово,
то соедини его с картинкой зимы, а если
«летнее» - с картинкой лета.
ЛЫ-ЖИ,
ХО-ЛОД, Т-РА-ВА, ЛУ-ЖА, ШОР-ТЫ, ЛЁ-Д, КЕП-КА,
ШУ-БА, С-НЕ-Г,
ЖА-РА,
ТУ-ЧА, МУ-ХА, Я-ГО-ДЫ, Г-РО-ЗА, САН-КИ
«Подпиши
рисунки»
Задание:
Составь название картинки из букв,
напиши.
АПАКЛ
— ПАЛКА БАУРЗ — АРБУЗ ЧОИК —
ОЧКИ ТСЛО — СТОЛ
ДВИАН
— ДИВАН БОРЧУ — ОБРУЧ
«Жидкие и
твёрдые слова»
Задание:
Прочитай слова. Если оно обозначает
жидкость. Соедини его линией со стаканом
с водой, если твёрдый предмет — с камнем.
СОК
С-ТУЛ ДОС-КА ВО-ДА ВА-ГОН СИ-РОП
ЧЕ-МО-ДАН
КЕ-ФИР
ДО-РО-ГА МО-ЛО-КО ВО-РО-ТА
АВ-ТО-БУС
«Несуществующее
слово»
Задание:
Найди несуществующее слово, обведи его.
ЛУК
ЛУЧ
ЛУХ
МЫР
СЫР
БЫК
ГРИБ
КИБ
ГРОМ
КА-ША
НА-ША
БА-ША
«Зоопарк»
Задание:
Найди неподходящее слово.
СОВА
— ЛЕ-ТА-ЕТ, ПОЛ-ЗА-ЕТ, У-ХА-ЕТ
ПОПУГАЙ
— ГО-ВО-РИТ, КЛЮ-ЁТ, ПИ -ШЕТ
ДЯТЕЛ
— ВОР-ЧИТ, СТУ-ЧИТ, ХО-ДИТ
ЛОСЬ
— ХО-ДИТ, ЛЕ-ТА-ЕТ, С-ПИТ
ЗАЯЦ
— ЧИ-ТА-ЕТ, БЕ-ГА-ЕТ, БО-ИТ-СЯ
ЖИРАФ
— ХО-ДИТ, ПЬ-ЁТ, ХРЮ-КА-ЕТ
«Недописанные
слова»
Задание:
Допиши слова.
БУ-РА-ТИ--.
., ДОС-. ., БЕ-РЁ-. ., МОР-КОВ -. . БЕ-ГЕ-. . .,
ЛИ-СИ- . .
«Закончи
предложение»
Задание:
Закончи предложение, опираясь на
картинку.
ПЕ-ЛИ-КАН
ЛО-ВИТ (рыбу)
ДЕ-ДУШ-КА
КРА-СИТ (забор)
ДИ-МА
СТ-РО-ИТ (башню)
МА-РИ-НА
ЕСТ (мороженое)
ЗА-ЯЦ
ГРЫ-ЗЁТ (морковь)
НА
ДЕ-РЕ-ВЕ СИ-ДИТ (белка)
БУ-РА-ТИ-НО
ЧИ-ТА-ЕТ (книгу)