Подготовка к обучению грамоте

Обучение 6-них детей грамоте ведётся по аналитико-синтетическому звуковому методу. Это – слышание ребёнком звуков в слове, т.е. выделение на слух звука из слова и составление слогов и слов из разрезной азбуки.

Звуки и буквы усваиваются в порядке их трудности в смысле выделения из слова: а, у, м, р, ш, п, к, т и др.
При выделении звуков их называют отрывисто, а именно «м», а не «мэ», «р», а не «рэ».

Ребёнок должен усвоить правильный приём чтения по слогам, без называния букв.
Прежде чем показать ребёнку новую букву, например, М, следует научить его слышать звук М в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и буквы одинаково.
Возьмём к примеру звук «М». Мы произносим его отрывисто: М! И букву н6еобходимо называть так же:М! Ни в коем случае не «ЭМ». Говоря «ЭМ» мы произносим два звука; «Э» и «М». Это вводит ребёнка в заблуждение
Не смешивайте понятия «ЗВУК» и «БУКВА», когда учите ребёнка читать.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог:МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Ребёнок должен усвоить правильный приём чтения по слогам – без называния букв. И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает/тянет/ первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Последовательность чтения:
- АУ, ИУ
-АП, УТ
-МА, ШУ, РО
-ДОМ, КОТ, СУП
-МА-МА, КО-СЫ, ШУ-РА
-ТА-МА-РА, БУ-МА-ГА
-БА-РА-БАН
-БА-ТОН, ДУ-БОК
-БУЛ-КА, КОШ-КА
-СТО, СТОЛ, ВОЛК, СЛО-НЫ, ПЛИ-ТА

На протяжении всего процесса необходимо учить ребёнка написанию слов, так как это помогает овладению чтением. Следует научить его последовательно выделять в слове каждый звук. Для этого полезно проводить игры: «Какая первая буква в слове?», «Какая последняя буква в слове?», «Какая буква идёт после Д, какая стоит после К» и т.д. Нужно учить ребёнка делить слова на слоги, выделять в слоге каждый звук и обозначать его буквой.
Игры и упражнения.

«С чего начинается слово?»
Задание: Прочитай каждый слог и соедини его линией с картинкой, название которой начинается с этого слога (гу — гусь, бу — Буратино, пу — пушка, ва — ваза, ро — роза, ра — ракета, до — дом)

«Какого цвета слово?»
Задание: Прочитай слова и подумай, какого цвета они могут быть, Закрась кружок под словом в нужный цвет.
МА-К ЧА-Й СЫ-Р ПУ-Х ЛЕ-С РА-К ША-Р МО-Х
О О О О О О О О

МУ-КА НЕ-БО РО-ЗА МО-РЕ РЕ-ПА ЛИ-СА ГУ-БЫ

О О О О О О О

«Язык животных»
Задание: Прочитай и скажи, кто так разговаривает.
ИА МУ МЕ БЕ МЯ-У ГА-В К-ВА КО-КО ГА-ГА ПИ-ПИ И-ГО-ГО

«Имена»
Задание: Соедини два слога линиями, чтобы получились имена детей.
И ЛЯ ВЕ ША ПА ЛЯ
О РА СА МА КО ША
Ю НЯ РО РА ЛЕ ЗА
А РА ВО ВА ЛИ НА

«Одинаковые слоги»
Задание: Найди по два одинаковых слога и соедини их линией.
АЖ ОЛ
УЗ ИК
УН АЖ
ИФ АБ
АХ ОТ
АБ УЗ
ОМ УН
ИК ИФ
ОЛ АХ

«Звери-птицы»
Задание: Прочитай слова и соедини их с картинкой зверя или птицы.
СО-ВА К-РОТ Е-НОТ ПО-НИ БА-РАН БЕЛ-КА ХО-МЯК
ЧАЙ-КА ОВ-ЦА ЗЕБ-РА

«Лето-зима»
Задание: Прочитай слова, если это «зимнее» слово, то соедини его с картинкой зимы, а если «летнее» - с картинкой лета.
ЛЫ-ЖИ, ХО-ЛОД, Т-РА-ВА, ЛУ-ЖА, ШОР-ТЫ, ЛЁ-Д, КЕП-КА, ШУ-БА, С-НЕ-Г,
ЖА-РА, ТУ-ЧА, МУ-ХА, Я-ГО-ДЫ, Г-РО-ЗА, САН-КИ

«Подпиши рисунки»
Задание: Составь название картинки из букв, напиши.
АПАКЛ — ПАЛКА БАУРЗ — АРБУЗ ЧОИК — ОЧКИ ТСЛО — СТОЛ
ДВИАН — ДИВАН БОРЧУ — ОБРУЧ

«Жидкие и твёрдые слова»
Задание: Прочитай слова. Если оно обозначает жидкость. Соедини его линией со стаканом с водой, если твёрдый предмет — с камнем.
СОК С-ТУЛ ДОС-КА ВО-ДА ВА-ГОН СИ-РОП ЧЕ-МО-ДАН
КЕ-ФИР ДО-РО-ГА МО-ЛО-КО ВО-РО-ТА АВ-ТО-БУС

«Несуществующее слово»
Задание: Найди несуществующее слово, обведи его.
ЛУК ЛУЧ ЛУХ
МЫР СЫР БЫК
ГРИБ КИБ ГРОМ
КА-ША НА-ША БА-ША

«Зоопарк»
Задание: Найди неподходящее слово.
СОВА — ЛЕ-ТА-ЕТ, ПОЛ-ЗА-ЕТ, У-ХА-ЕТ
ПОПУГАЙ — ГО-ВО-РИТ, КЛЮ-ЁТ, ПИ -ШЕТ
ДЯТЕЛ — ВОР-ЧИТ, СТУ-ЧИТ, ХО-ДИТ
ЛОСЬ — ХО-ДИТ, ЛЕ-ТА-ЕТ, С-ПИТ
ЗАЯЦ — ЧИ-ТА-ЕТ, БЕ-ГА-ЕТ, БО-ИТ-СЯ
ЖИРАФ — ХО-ДИТ, ПЬ-ЁТ, ХРЮ-КА-ЕТ

«Недописанные слова»
Задание: Допиши слова.
БУ-РА-ТИ--. ., ДОС-. ., БЕ-РЁ-. ., МОР-КОВ -. . БЕ-ГЕ-. . ., ЛИ-СИ- . .

«Закончи предложение»
Задание: Закончи предложение, опираясь на картинку.
ПЕ-ЛИ-КАН ЛО-ВИТ (рыбу)
ДЕ-ДУШ-КА КРА-СИТ (забор)
ДИ-МА СТ-РО-ИТ (башню)
МА-РИ-НА ЕСТ (мороженое)
ЗА-ЯЦ ГРЫ-ЗЁТ (морковь)
НА ДЕ-РЕ-ВЕ СИ-ДИТ (белка)
БУ-РА-ТИ-НО ЧИ-ТА-ЕТ (книгу)