Предлог
« С»
игра
« Кто с кем?»
Детям
предлагается сгруппировать картинки,
кто с кем пошёл гулять?
Примерный
речевой материал:
волк с
волчонком(волчатами); еж с ежонком
(ежатами);заяц с зайчонком (зайчатами);
белка с бельчонком (бельчатами); медведь
с медвежонком (медвежатами); олень с
оленёнком (оленятами); лось с лосёнком
(лосятами).
игра
«С чем корзинки?»
Детям
раздаются корзинки и картинки, предлагается
наполнить корзинки и сообщить, у кого
что в корзинке: У меня корзинка
с грибами. У меня корзинка с
ягодами. У меня
корзинка с цветами.
игра
«Я начну, а ты продолжи».
Я
люблю хлеб с маслом,...(сыром,
вареньем, мёдом, колбасой, повидлом).
Я
ем кашу с молоком,...(маслом,
булкой, хлебом).
Мама
испекла пирог с капустой,...(яблоками,
грибами, мясом, картошкой).
Дети
пили чай с конфетами,...(сахаром,
лимоном, тортом, печеньем, вафлями).
Лена
любит гулять с мамой,...(папой,
бабушкой, подругой, сестрой, собакой).
Предлог
« ОТ»
игра
«Полезные животные»
Детям
предлагается ответить, от кого получают
молоко
— от коровы, козы
яйца —
от курицы, утки
мёд — от
пчёл
шерсть
— от овцы
пух — от
козы
щетину
— от свиньи
игра
« Колобок»
Логопед
просит детей ответить, от кого ушёл
колобок а от кого не смог уйти.
Колобок
ушёл от бабушки,от дедушки, от
зайца, от волка, от медведя.
Колобок
не ушёл от лисы.
Предлоги
« ОТ — К»
-)Детям
предлагается ответить от кого к кому
ушёл колобок.
Колобок
ушёл от бабушки и дедушки к зайцу.
От зайца к
волку.
От волка к медведю.
От медведя к лисе.
«
К кому бежит детёныш?»
жеребёнок
бежит к лошади лисёнок — к лисе
поросёнок
— к свинье волчонок — к волчице
щенок —
к собаке медвежонок — к
медведице
ягнёнок
— к овце ежонок — к ежихе
«Скажи
наоборот»
Предлагаются
сюжетные картинки с изображением
противоположных действий.
Машина
подъезжает к дому. - Машина отъезжает
от дома.
Мальчик
подходит к дому. - Мальчик отходит от
дома.
Стул
пододвинули к стене. - Стул отодвинули
от стены.
Учитель
подошёл к столу. - Учитель отошёл от
стола.
Предлог
« В»
игра
«Что где растёт?»
Детям
демонстрируются картинки овощей,
фруктов, ягод, грибов, цветов, леса, поля,
сада, огорода
Яблоки
растут в саду. Огурцы растут в огороде.
Пшеница растёт в поле. Грибы растут в
лесу.
игра
«Наоборот»
Машина
выехала из гаража. - Машина заехала
в гараж.
Платье
достали из шкафа. - Платье положили
в шкаф.
Кошелёк
достали из сумки. - Кошелёк
положили в сумку.
Платок
достали из кармана. - Платок
положили в карман.
Куклу
достали из коробки. - Куклу
положили в коробку.
Воду
вылили из стакана. - Воду налили
в стакан.
игра
«Каждому предмету своё место»
Сахар —
в сахарнице
салат —
в салатнице
сухари
— в сухарнице
суп — в
супнице
конфеты
— в конфетнице
масло —
в маслёнке
соус —
в соуснике
соль —
с солонке
селёдка
— в селёдочнице
мыло —
в мыльнице
хлеб —
в хлебнице
«
Кто где спит?»
белка
— в дупле
лиса
— в норе
волк
— в логове
медведь
— в берлоге
«Назови
головной убор»
Детям
предлагаются картинки с изображением
головных уборов и набор кукол. Дети
должны ответить, в каких головных уборах
пошли куклы гулять.
Маша
пошла гулять в шапке.
Катя
пошла гулять в панамке.
Дима
пошёл гулять в кепке.
Миша
пошёл гулять в пилотке.
Соня
пошла гулять в косынке.
игра
« Разложи вещи по местам»
ложку
— в стол
платье
— в шкаф
туфли
— в галошницу
карандаши
— в коробку
машину
— в гараж
ручки
— в пенал
деньги
— в кошелёк
молоко
— в холодильник
Предлоги
«В — НА»
игра
« Потерянное слово»
Дети
катались...лодке.
Картина
висит...стене.
Цветы
растут...клумбе.
Продукты
покупают...магазине.
Кот
спит...диване.
Одежду
вешают ...шкаф.
Грибы
растут...лесу, а клюква...болоте.
Дети
пошли...реку и купались...реке.
Игра
«Ваза — тарелка»
Детям
предлагается овощи положить на тарелку,
а фрукты в вазу.
«Огурец
— это овощ, я его положу на тарелку,
яблоко — это фрукт, я его положу в вазу»
игра
«Исправь ошибки»
Кот
спит в стуле.
Белка
сидит в ёлке.
Пальто
висит на шкафу.
Картина
висит в стене.
Суп
налили на тарелку.
Игра
«Любопытная Варвара»
Детям
предлагается ответить на вопросы
любопытной Варвары.
Дети
ходили в лес. - Откуда вернулись дети?
(Дети вернулись из леса.)
Птенец
сидел в гнезде. - Откуда выпал птенец?
(Птенец выпал из гнезда.)
Карандаши
лежали в коробке. - Откуда достали
карандаши? (Карандаши достали
из коробки)
Машина
стояла в гараже. - Откуда выехала машина?
(Машина выехала из гаража.)
Дети
пошли в школу. - Откуда вернулись дети?
(Дети вернулись из школы.)
Платок
лежит в кармане. - Откуда достали платок?
(Платок достали из кармана.)
Воду
налили в стакан. - Откуда вылили воду?
(Воду вылили из стакана.)
Огурцы
посолили в банке. - Откуда достали огурцы?
(Огурцы достали из банки.)
Игра
«Сварим борщ, компот»
Детям
предлагается сварить борщ(компот) и
рассказать, из чего можно сварить борщ,
компот ( с опорой на картинки).
Я буду
варить борщ из свёклы, из капусты, из
лука, из картошки, из морковки.
Я
буду варить компот из яблок, из груш, из
слив, из вишен,...
Предлог
«ПОД»
игра
« Что под чем?»
Детям
предлагается назвать, что под чем
находится с опорой на картинки.
Голова
— шляпа (голова под шляпой)
зеркало
— полка (полка под зеркалом)
крот
— земля
батарея
— окно
люстра
— стол
мыши
— пол
тапки
— стул
шкаф
— коробка
куст
— заяц
метро
— земля
стол
— ноги
Игра
«Прятки»
Логопед
прячет игрушку под разные предметы,
дети должны ответить, куда спрятали
игрушку.
Машинку
спрятали под стол, под стул, под шкаф.
Флажок
спрятали под тетрадь, под книгу, под
подушку,.
..
игра
«Кто где сидел?»
Кот
вылез из-под стола. - Кот сидел
под столом.
Гусеница
вылезла из-под листика — Гусеница
сидела под листиком.
Коробку
достали из-под дивана. - Коробка
лежала под диваном.
Щенок
вылез из-под крыльца.- Щенок сидел
под крыльцом.
Заяц
выскочил из-под кустика. - Заяц
сидел под кустиком.
Предлог
«НАД»
Детям
предлагается ответить, что над чем
находится с опорой на картинки.
Самолёт
— город ( самолёт над городом)
чайка
— море
голова
— воздушный змей
гуси
— озеро
голуби
— крыша
картина
— диван
солнце
— лес
люстра
— стол
пчела
— цветок
игра
«Где кружится бабочка?»
Логопед
перемещает бабочку по группе, как только
бабочка начинает кружиться, дети должны
ответить, над чем кружится бабочка:
Бабочка кружится над столом, над
кроватью, над вазой, над кубиками,...
Предлог
«ЗА»
игра
«Прятки»
Детям
предлагается найти животных и рассказать,
куда они спрятались.
Медведь
— за шкаф
заяц
— за кубики
белка
— за телефон
волк
— за кресло
лиса
— за дверь
игра «Кто где стоял?»
Девочка
вышла из-за дерева. - Девочка
стояла за деревом.
Мальчик
вышел из-за шкафа. - Мальчик стоял
за шкафом.
Машина
выехала из-за поворота — Машина
стояла за поворотом.
Солнце
вышло из-за тучи — Солнце зашло
за тучу.
«Репка»
Кто за кого
держался?
Мышка
— за кошку
дедка
— за репку
Жучка
— за внучку
бабка
— за дедку
кошка
— за Жучку
Предлог
«ИЗ-ЗА»
игра
«Скажи наоборот»
Машина
заехала за поворот. - Машина
выехала из-за поворота.
Картину
поставили за шкаф. - Картину
достали из-за шкафа.
Заяц
спрятался за куст. - Заяц выскочил
из-за куста.
Солнце
спряталось за тучку. - Солнце
вышло из-за тучки.
игра
«Прятки»
Детям
предлагается найти спрятавшихся животных
и сказать, откуда они выглядывают.
Корова
спряталась за сарай. - Корова
выглядывает из-за сарая.
Лошадь
спряталась за дом. - Лошадь
выглядывает из-за дома.
Собака
спряталась за конуру.-
Свинья
спряталась за забор. -
Коза
спряталась за дерево. -
.Предлог
«ИЗ-ПОД»
игра
« Сорока-воровка»
Логопед
сообщает детям о том, что из леса прилетела
сорока. Она обычно всё тащит себе в
гнездо, и за это её прозвали сорока-воровка.
Животные спрятали свои лакомства. А
сорока всё равно их нашла и утащила.
Детям предлагается рассказать, откуда
сорока утащила лакомства животных.
Собака
спрятала кость под крыльцо. -
Сорока утащила кость из-под крыльца.
Свинья
спрятала жёлуди под деревом. -
Сорока утащила жёлуди из-под дерева.
Кошка
спрятала колбасу под скамейкой. -
Лошадь
спрятала сено под навесом. -
Корова
спрятала траву под телегой. -
Курица
спрятала зёрнышко под листочком. -
игра
«Скажи наоборот» с
мячом
Кошка
спала под столом. - Кошка вылезла
из-под стола.
Шофёр
залез под машину. - Шофёр вылез
из-под машины.
Лодка
плыла под мостом. - Лодка выплыла
из-под моста.
Коробку
положили под шкаф. - Коробку
достали из-под шкафа.
Заяц
сидел под кустом. -
Котёнок
залез под кровать. -
игра
«Про котёнка»
Логопед
достаёт котёнка из-под разных предметов
и просит детей рассказать, откуда вылез
котёнок.
Л. В. Лопатина
«Логопедическая работа с детьми
дошкольного возраста», Санкт-Петербург
«Союз», 2004