Детский
ранний аутизм (РДА) достаточно
распространённое явление. Но, к сожалению,
это особое нарушение психического
развития недостаточно известно даже
профессионалам, и семьи, имеющие аутичных
детей зачастую годами не могут получить
квалифицированную помощь.
ДРА
проявляется в очень разных формах.
Такого ребёнка можно встретить и в
специальном, и в обычном детском саду,
во вспомогательной школе и в престижном
лицее.
Такие
дети испытывают огромные трудности во
взаимодействии с другими людьми и
требуют специальной поддержки. Однако
вместо этого они часто встречают
непонимание и недоброжелательство.
Внешние
проявления аутизма.
- одиночество ребёнка;снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию
- стереотипность в поведении, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, однообразные действия: раскачивание, потряхивание рук, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, манипуляциям с ними: постукиванию, разрыванию, верчению
- особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего её коммуникативной функции. Почти в 50%случаях это может проявляться как мутизм (отказ от речи), но сохраняется произношение отдельных слов, фраз;характерны эхолалии(немедленные или задержанные повторения слов или фраз) ;не обращаются за помощью даже в самых необходимых случаях;обозначают свои нужды безличными приказами(«накрыть», «дать пить»)Даже если такой ребёнок имеет хорошо развитую речь, то она тоже носит характер штампованности, «попугайности». Он не задаёт вопросов сам и может не отвечать на обращение к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия.Современные исследователи подчёркивают, что РДА развивается на основе явной недостаточности нервной системы. Аутизм может проявляться как у детей с высоким интеллектуальном развитием, так и с низким. Такой ребёнок может родиться в любой семье. Установлено, что данный синдром встречается в 3-6 случаях на 10000детей, у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.Синдром РДА нужно отличать от сходных нарушений в развитии коммуникации.
- от умственной отсталости
- от шизофрении
- от алалии
- от нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни(после длительной госпитализации)
- 1 группаРодители обращаются с жалобами на отсутствие речи и невозможность организовать ребёнка: поймать взгляд,добиться ответной улыбкиуслышать жалобу, просьбуполучить отклик на зовдобиться выполнения порученияДети 1 гр. производят загадочное впечатление своим отрешённым , но часто лукавым и умным выражением лица;
- не откликаются на просьбы,
- ничего не просят сами,
- часто не реагируют на боль, голод, холод,
- не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребёнок,
- бесцельно передвигаются по комнате или застывают перед окном.При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать может закричать, проявить самоагрессию. Поведение ребёнка является полевым. Не ребёнок обращает внимание на предмет, а предмет как бы сам обращает на себя его внимание своим цветом, фигурой. Не ребёнок направленно идёт куда-то, а пространственная организация предметов заставляет ребёнка передвигаться в определённом направлении:ковровая дорожка уносит его в глубь коридора,открытая дверь втягивает в другую комнату,ряд стульев провоцирует перепрыгивание о одного на другой.И ребёнок пассивно перемещается по комнате, притягиваясь то одним, то другим объектом.Дети 2 группы более активны и менее ранимы. Родители чаще обращаются с жалобами на задержку психоречевого развития, обо всех остальных трудностях они сообщают позже. на первичном приёме у таких детейлицо напряжено, искажено гримасой страха,скованность в движениях,пользуются речевыми штампами,типичны эхолаличные ответы.Эти дети более приспособлены к жизни, чем дети 1 группы. Они более активно вступают в контакт с миром.У этих детей есть
- привычки,
- предпочтения , отражающие их желания.
- Они избирательны в еде, например. только вермишель и печенье, причём только определённого цвета и формы. Избирательность в одежде. Прогулка должна протекать по одному и тому же маршрутуДети 3 группы выглядят уже не отрешёнными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.Родители обращаются не из-за отставания в речевом развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребёнком, его экстремальной конфликтностью, невозможности с его стороны уступить, учесть интересы другого.
- годами ребёнок может говорить на одну и ту же тему,
- рисовать или проигрывать один и тот же сюжет.
- родителей беспокоит, что ему нравится, когда его ругают.старается всё делать назло.Содержание его интересов и фантазий связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.У ребёнка блестящие глаза, застывшая улыбка, кажется, что он обращается к собеседнику, но это абстрактный собеседник.Такой ребёнок говорит быстро, захлёбываясь, не заботясь о том, чтобы быть понятым.Это очень «речевые» дети, однако их речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной».Ребёнок способен выразить свои нужды, сформулировать намерения, может даже ответить на отдельный вопрос,но с ним нельзя разговаривать. Для него важнее всего проговорить свой монолог, и при этом он совершенно не учитывает реального собеседника. Он говорит без интонационных пауз, монотонно, быстро, захлёбываясь, глотая звуки, части слов. В отличие от ребёнка 2 группы, он не так внимателен к детальному сохранению постоянства окружающей обстановки. Он даже может внести что-то новое в свою жизнь. Если это происходит под его контролем. Но принять новое неожиданно, если оно исходит от другого, он не способен .На этой почве возникают конфликты с такими детьми..Детям 4 группы присущ аутизм в его более лёгком варианте. На первый план здесь выступает не защита, а повышенная ранимость трудности сосредоточения и организации ребёнка. Аутизм представляется уже не как загадочный уход от мира. А недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми.
- Дети способны смотреть в лицо собеседнику,
- но контакт с ним носит прерывистый характер.
- они держатся рядом, но могут полуотворачиваться , и взгляд их уплывает в сторону.В целом они тянутся ко взрослым, хотя и производят впечатление робких и застенчивых.. Они тоже чувствительны к перемене обстановки и лучше чувствуют себя в стабильных условиях. Стереотипность их поведения может рассматриваться как педантизм, повышенное пристрастие к порядку.
К
л а с с и ф и к а ц и я РДА (4 группы):
О.С.Никольская,
Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг «Аутичный
ребёнок», Теревинф,Москва 2010