Аутизм

Детский ранний аутизм (РДА) достаточно распространённое явление. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно даже профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь.
ДРА проявляется в очень разных формах. Такого ребёнка можно встретить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее.
Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание и недоброжелательство.
Внешние проявления аутизма.

  • одиночество ребёнка;
    снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию
  • стереотипность в поведении, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, однообразные действия: раскачивание, потряхивание рук, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, манипуляциям с ними: постукиванию, разрыванию, верчению
  • особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего её коммуникативной функции. Почти в 50%случаях это может проявляться как мутизм (отказ от речи), но сохраняется произношение отдельных слов, фраз;
    характерны эхолалии(немедленные или задержанные повторения слов или фраз) ;
    не обращаются за помощью даже в самых необходимых случаях;
    обозначают свои нужды безличными приказами(«накрыть», «дать пить»)
    Даже если такой ребёнок имеет хорошо развитую речь, то она тоже носит характер штампованности, «попугайности». Он не задаёт вопросов сам и может не отвечать на обращение к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия.
    Современные исследователи подчёркивают, что РДА развивается на основе явной недостаточности нервной системы. Аутизм может проявляться как у детей с высоким интеллектуальном развитием, так и с низким. Такой ребёнок может родиться в любой семье. Установлено, что данный синдром встречается в 3-6 случаях на 10000детей, у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
    Синдром РДА нужно отличать от сходных нарушений в развитии коммуникации.
  • от умственной отсталости
  • от шизофрении
  • от алалии
  • от нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни(после длительной госпитализации)




    К л а с с и ф и к а ц и я РДА (4 группы):
  • 1 группа
    Родители обращаются с жалобами на отсутствие речи и невозможность организовать ребёнка: поймать взгляд,
    добиться ответной улыбки
    услышать жалобу, просьбу
    получить отклик на зов
    добиться выполнения поручения
    Дети 1 гр. производят загадочное впечатление своим отрешённым , но часто лукавым и умным выражением лица;
  • не откликаются на просьбы,
  • ничего не просят сами,
  • часто не реагируют на боль, голод, холод,
  • не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребёнок,
  • бесцельно передвигаются по комнате или застывают перед окном.
    При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать может закричать, проявить самоагрессию. Поведение ребёнка является полевым. Не ребёнок обращает внимание на предмет, а предмет как бы сам обращает на себя его внимание своим цветом, фигурой. Не ребёнок направленно идёт куда-то, а пространственная организация предметов заставляет ребёнка передвигаться в определённом направлении:
    ковровая дорожка уносит его в глубь коридора,
    открытая дверь втягивает в другую комнату,
    ряд стульев провоцирует перепрыгивание о одного на другой.
    И ребёнок пассивно перемещается по комнате, притягиваясь то одним, то другим объектом.
    Дети 2 группы более активны и менее ранимы. Родители чаще обращаются с жалобами на задержку психоречевого развития, обо всех остальных трудностях они сообщают позже. на первичном приёме у таких детей
    лицо напряжено, искажено гримасой страха,
    скованность в движениях,
    пользуются речевыми штампами,
    типичны эхолаличные ответы.
    Эти дети более приспособлены к жизни, чем дети 1 группы. Они более активно вступают в контакт с миром.
    У этих детей есть
  • привычки,
  • предпочтения , отражающие их желания.
  • Они избирательны в еде, например. только вермишель и печенье, причём только определённого цвета и формы. Избирательность в одежде. Прогулка должна протекать по одному и тому же маршруту
    Дети 3 группы выглядят уже не отрешёнными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.
    Родители обращаются не из-за отставания в речевом развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребёнком, его экстремальной конфликтностью, невозможности с его стороны уступить, учесть интересы другого.
  • годами ребёнок может говорить на одну и ту же тему,
  • рисовать или проигрывать один и тот же сюжет.
  • родителей беспокоит, что ему нравится, когда его ругают.
    старается всё делать назло.
    Содержание его интересов и фантазий связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.
    У ребёнка блестящие глаза, застывшая улыбка, кажется, что он обращается к собеседнику, но это абстрактный собеседник.
    Такой ребёнок говорит быстро, захлёбываясь, не заботясь о том, чтобы быть понятым.
    Это очень «речевые» дети, однако их речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной».
    Ребёнок способен выразить свои нужды, сформулировать намерения, может даже ответить на отдельный вопрос,
    но с ним нельзя разговаривать. Для него важнее всего проговорить свой монолог, и при этом он совершенно не учитывает реального собеседника. Он говорит без интонационных пауз, монотонно, быстро, захлёбываясь, глотая звуки, части слов. В отличие от ребёнка 2 группы, он не так внимателен к детальному сохранению постоянства окружающей обстановки. Он даже может внести что-то новое в свою жизнь. Если это происходит под его контролем. Но принять новое неожиданно, если оно исходит от другого, он не способен .На этой почве возникают конфликты с такими детьми..
    Детям 4 группы присущ аутизм в его более лёгком варианте. На первый план здесь выступает не защита, а повышенная ранимость трудности сосредоточения и организации ребёнка. Аутизм представляется уже не как загадочный уход от мира. А недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми.
  • Дети способны смотреть в лицо собеседнику,
  • но контакт с ним носит прерывистый характер.
  • они держатся рядом, но могут полуотворачиваться , и взгляд их уплывает в сторону.
    В целом они тянутся ко взрослым, хотя и производят впечатление робких и застенчивых.. Они тоже чувствительны к перемене обстановки и лучше чувствуют себя в стабильных условиях. Стереотипность их поведения может рассматриваться как педантизм, повышенное пристрастие к порядку.

О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг «Аутичный ребёнок», Теревинф,Москва 2010