ПЕРИОДИЗАЦИЯ
РАЗВИТИЯ
РЕЧИ
(нормативы
речевого
развития)
Речевое
общение
— высшая
форма
взаимодействия
с
людьми,-предполагает
овладение
языком.
Именно
речевое
общение
активизирует
познавательные
процессы,
развивает
эмоциональную
сферу,
нормализует
поведение.
К
концу
1
месяца
по
характеру
плача
можно
понять
некоторые
желания
младенца.
С
двух
месяцев
- Общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений.
- Ребёнок начинает улыбаться и взмахивать руками.
- Крик становиться более интонированным и выразительным.
В 3-4 месяца
1.
Начинает
формироваться
избирательное
внимание
к
речи
окружающих.
- Ребёнок начинает узнавать голос матери.
- Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых.
- Появляется гуление.
К концу 4 месяца
малыш
произносит
не
только
различные
гласные
и
согласные,
но
и
начинает
повторять
слоги,
произнося
целые
«монологи»
Основание
для
беспокойства
- Ребёнок не реагирует на звуки.
- Не поворачивает голову в сторону взрослого.
- Отмечаются недостаточная выразительность, немодулированность крика.
- Отсутствие подготовительного кряхтения перед криком.
- Однообразное гуление.
- Отсутствие смеха.
- Не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
В
6-7 месяцев
1.Появляются
ритмичные
повторения
слогов:
тя-тя-тя,
ба-ба-ба
и
т.д.
2.Развивается
способность
не
только
слышать
звуки,
но
и
воспринимать
звучащую
речь.
На
7-8 месяце
1
Ребёнок
понимает
многие
слова,
узнаёт
названия
некоторых
предметов.
2.Развивается
отражённый
лепет
— повторение
за
взрослым
и
самолепет
— собственная
речевая
активность.
3.Ребёнок
начинает
выполнять
простые
словесные
инструкции,
дополненные
жестами
(с
9 месяцев)
В
8-9 месяцев
1.
Интенсивно
развивается
понимание
речи.
2.Возрастает
стремление
контактировать
со
взрослыми,
активно
используя
игрушки.
Основание
для
беспокойства.
- Отсутствие лепета.
- Нет отражённого лепета.
- Невыполнение простых словесных команд.
- Отсутствие подражательных игровых действий.
К
концу
1 года
1.Ребёнок
активен
в
освоении
нового.
2.
Начинает
демонстрировать
свои
умения
по
просьбе(обнимает,
целует,
прощается,
играет
в
«ладушки»,
«сороку-ворону»)
3.Ребёнок
овладевает
элементами
социально-бытовых
навыков
— проситься
на
горшок,
поддерживать
чашку
и
т.п.
4.Начинает
выражать
свои
желания
речевыми
средствами:
на.
дай,
там,
мама,
папа,
баба,
бах,
ав-ав,
би-би,
и
т.д.
Основание
для
беспокойства:
- Не реагирует на своё имя.
- Отсутствие лепетных слов.
После
года
речевое
развитие
идёт
стремительно.
- Ребёнок всё больше произносит осмысленных звукосочетаний и слов, состоящих из 1-2 слогов.
- У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать. Если взрослый не поддерживает обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении задерживается развитие активной речи.
- Дети разговаривают с игрушками.
- Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.
К
1,5 годам
- Ребёнок может показать части тела
- Выполняет простые инструкции.
- Понимает содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам.
- В самостоятельной речи около 20 слов
Между
1,5 и
2 годами
появляется
фраза
из
двух,
трёх
слов.
В
2 года
—
50 слов.
На
3 году
- Дети рассматривают в книжках картинки
- Слушают(5-10 минут) истории.
- Понимают значение слов большой, маленький.
- Появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.
К
3 годам
- Возникает потребность к самостоятельности.
- Развивается самооценка.
- Ребёнок начинает говорить о себе в 1 лице.
- Активный словарь достигает 1500 слов.
- Начинает использовать развёрнутые предложения.
- Использует все части речи.
- Многозначные слова отходят на второй план.
- Возникают первые модели словообразованияОснования для беспокойства:1. Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам.(такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых 3-5 слов.)2. Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.3. Ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено.4. не говорит о себе в 1 лице( не использует местоимение Я)5. Во время речи кончик языка высовывается между зубами.6. звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.К 4 годам1. Предложения состоят из 5-6 слов.2. Игра сопровождается речью.3. Словарный запас достигает 2000словК 5 годам1. Ребёнок полностью усваивает обиходный словарь2. Лексика обогащается синонимами, антонимами.3. Заканчивается формирование фонетической системы языка4. Высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ.Основания для беспокойства:1. Ограничен бытовой словарь.2. Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по обобщающему признаку одним словом: овощи, одежда,..3. Затрудняется заменить слово синонимом: собака-пёс, пачкать-грязнить4. Затрудняется подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться5. Не может связно рассказать о происходящих событиях.6. Неправильно произносит звуки..7. Искажает слоговую структуру слова.