Развитие речи в норме

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(нормативы речевого развития)



Речевое общениевысшая форма взаимодействия с людьми,-предполагает овладение языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.

К концу 1 месяца по характеру плача можно понять некоторые желания младенца.
С двух месяцев
  1. Общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений.
  2. Ребёнок начинает улыбаться и взмахивать руками.
  3. Крик становиться более интонированным и выразительным.

В 3-4 месяца
    1. Начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих.
  1. Ребёнок начинает узнавать голос матери.
  2. Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых.
  3. Появляется гуление.

К концу 4 месяца

малыш произносит не только различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи»

Основание для беспокойства


  1. Ребёнок не реагирует на звуки.
  2. Не поворачивает голову в сторону взрослого.
  3. Отмечаются недостаточная выразительность, немодулированность крика.
  4. Отсутствие подготовительного кряхтения перед криком.
  5. Однообразное гуление.
  6. Отсутствие смеха.
  7. Не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
В 6-7 месяцев
1.Появляются ритмичные повторения слогов: тя-тя-тя, ба-ба-ба и т.д.
2.Развивается способность не только слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь.

На 7-8 месяце
1 Ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов.
2.Развивается отражённый лепетповторение за взрослым и самолепетсобственная речевая активность.
3.Ребёнок начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами (с 9 месяцев)
В 8-9 месяцев
1. Интенсивно развивается понимание речи.
    2.Возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки.
Основание для беспокойства.
  1. Отсутствие лепета.
  2. Нет отражённого лепета.
  3. Невыполнение простых словесных команд.
  4. Отсутствие подражательных игровых действий.
К концу 1 года
1.Ребёнок активен в освоении нового.
    2. Начинает демонстрировать свои умения по просьбе(обнимает, целует, прощается, играет в «ладушки», «сороку-ворону»)
3.Ребёнок овладевает элементами социально-бытовых навыковпроситься на горшок, поддерживать чашку и т.п.
4.Начинает выражать свои желания речевыми средствами: на. дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би, и т.д.

Основание для беспокойства:
  1. Не реагирует на своё имя.
  2. Отсутствие лепетных слов.
После года речевое развитие идёт стремительно.
  1. Ребёнок всё больше произносит осмысленных звукосочетаний и слов, состоящих из 1-2 слогов.
  2. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать. Если взрослый не поддерживает обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении задерживается развитие активной речи.
  3. Дети разговаривают с игрушками.
  4. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.
К 1,5 годам
  1. Ребёнок может показать части тела
  2. Выполняет простые инструкции.
  3. Понимает содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам.
  4. В самостоятельной речи около 20 слов
Между 1,5 и 2 годами появляется фраза из двух, трёх слов.
В 2 года — 50 слов.
На 3 году
  1. Дети рассматривают в книжках картинки
  2. Слушают(5-10 минут) истории.
  3. Понимают значение слов большой, маленький.
  4. Появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.
К 3 годам
  1. Возникает потребность к самостоятельности.
  2. Развивается самооценка.
  3. Ребёнок начинает говорить о себе в 1 лице.
  4. Активный словарь достигает 1500 слов.
  5. Начинает использовать развёрнутые предложения.
  6. Использует все части речи.
  7. Многозначные слова отходят на второй план.
  8. Возникают первые модели словообразования
    Основания для беспокойства:
    1. Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам.(такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых 3-5 слов.)
    2. Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
    3. Ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено.
    4. не говорит о себе в 1 лице( не использует местоимение Я)
    5. Во время речи кончик языка высовывается между зубами.6. звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
    К 4 годам
    1. Предложения состоят из 5-6 слов.
    2. Игра сопровождается речью.
    3. Словарный запас достигает 2000слов
    К 5 годам
    1. Ребёнок полностью усваивает обиходный словарь
    2. Лексика обогащается синонимами, антонимами.
    3. Заканчивается формирование фонетической системы языка
    4. Высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ.
    Основания для беспокойства:
    1. Ограничен бытовой словарь.
    2. Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по обобщающему признаку одним словом: овощи, одежда,..
    3. Затрудняется заменить слово синонимом: собака-пёс, пачкать-грязнить
    4. Затрудняется подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться
    5. Не может связно рассказать о происходящих событиях.
    6. Неправильно произносит звуки..
    7. Искажает слоговую структуру слова.