Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предмета (кабина, сиденье, грива и т.д.);
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, жует – все выражается словом «ест»);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл);
- антонимов (храбрый – трусливый, глубокий – мелкий);
- относительных прилагательных (шерстяной, грушевый).
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Мальчик подошел шкафу»)
- согласование различных частей речи («Плавают на корабляв», «Кормят рыбках») при построении предложений.
В фонетическом плане:
- неверно произносят 10-20 звуков: не различают близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ.
- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография – «атаграфия», магнитофон – «матафон»)
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию – кот-кит-ток, бык-бак-бок, ба-па-ба, та-кта.
Высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
У таких детей нередко отсутствует чувство рифмы и ритма, что мешает заучиванию ими стихов.