Учим
детей рассказывать.
Учить
ребенка рассказывать — это значит
формировать его связную речь. Эта задача
входит как составная в общую задачу
развития речи детей дошкольного возраста.
Овладение связными формами высказываний
— сложный и длительный процесс. Обучая
ребенка рассказыванию, т.е.
самостоятельному
связному и последовательному изложению
своих мыслей, взрослый помогает ему
находить точные слова и словосочетания,
правильно строить предложения, логически
связывать их друг с другом, соблюдать
нормы звуко- и словопроизношения.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок
четвертого года жизни почти
дословно запоминает тексты нескольких
сказок, усваивает последовательность
действий.
Учить
малышей пересказу хорошо помогает так
называемый отраженный
пересказ. Ребенок
включается в рассказ взрослого, повторяя
слово или предложение: «Жили-были дед
и...» - «Баба», «Была у них...» - «Курочка
Ряба» и т.д. Затем можно переходить к
пересказу по вопроса: «Кого встретил
колобок?» - «Зайчика», «Какую песенку
он ему спел?..» и т.д.
После
того как малыш овладел пересказом
сказки, можно предложить пересказать
маленькие рассказы с несложной фабулой.
Хороший образец таких рассказов —
лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для
детей.
А
помогают овладеть умением пересказывать
разные зрелища — театр, мультфильмы.
Они эмоционально настраивают ребенка,
развивают желание передать свои
впечатления в рассказе.Подводятся дети к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию.
- Сначала
взрослый предлагает ребенку внимательно
рассмотреть игрушку.
- Первые
вопросы направлены на характерные
особенности внешнего вида предмета
(форма, цвет, величина).
- Более
старшим детям (пятого года жизни) можно
предложить сравнить две игрушки.
- Взрослый
учит детей, например, описывать и
сравнивать кукол, называя наиболее
характерные их признаки, следит, чтобы
дети высказывались законченными
предложениями.
- Прежде,
чем сравнить, малышу придется внимательно
рассмотреть кукол: как они одеты, какие
у них волосы, глаза, а затем уже отметить
чем они похожи и чем различаются.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д.
Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать».
Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.
Рассказывание
по сюжету усиливает интерес детей к
рассказыванию в целом, подготавливает
к литературно-словесному творчеству,
с которым они встретятся в школе.