Развитие лексико-грамматических представлений

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР - одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения грамматически правильно сочетать слова в предложении.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с бОльшими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо развивать речемыслительные способности ребёнка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребёнка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.

При глубоком речевом недоразвитии имеются серьёзные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращённой речи; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребёнок говорит, тем больше снижено у него понимание.
Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребёнка со словом в контексте его практической деятельности — при лепке, рисовании, ручном труде.
Существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.
Жукова Н. С. предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений.
Ефименкова Л.Н. предлагает методические приёмы по формированию фразовой речи в соответствии с уровнем речевого развития.
Коррекционная работа с детьми 1 уровня предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов. Формирование фразы(простое двусоставное предложение). Большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.
С детьми 2 -го уровня речевое развитие начинается с уточнения, расширения и активизации словаря. Дети знакомятся с словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления.
С детьми 3-го уровня продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением.

Направления, по которым изучается лексическая тема:

1) развитие словаря:
  • активизация и обогащение словаря по теме
  • описание частей предметов, особенностей строения
  • называние действий с данными по теме предметами
  • называние признаков по нескольким параметрам:
    форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки
2) формирование грамматических представлений:
  • упражнения на словоизменение (число. род, падеж)
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные)
  • употребление предлогов
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением
«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» под ред. Т.В.Волосовец